100+ клиентов рекомендуют нас

Плюсы и минусы аутстаф-специалистов. Нанимайте без боли обложка

Плюсы и минусы аутстаф-специалистов. Нанимайте без боли

Нанять специалиста в штат или взять со стороны — вот в чем вопрос! С ним сталкивается практически каждый владелец бизнеса, которому предстоит разработка собственного цифрового продукта. И то и другое имеет свои плюсы и минусы, но сегодня мы остановимся подробнее на аутстаф-модели.

Аутстаффинг это временное предоставление ресурсов в команду сторонней компании под конкретный проект или объем задач.  

Компании в сфере IT, которые предоставляют подобную услугу, подразделяются на виды в зависимости от:

1) Набора компетенций и специфики. Одни компании, допустим, оказывают услуги по аудиту, другие — по разработке, третьи — все в комплексе. Кто-то специализируется исключительно на дизайне, кто-то — на программировании или тестировании продукта, а кто-то сочетает сразу несколько направлений.

2) Этапов реализации проекта (подключаются сразу или на какой-то определенной стадии создания продукта).

Когда стоит обращаться за подобной услугой?

Первое, с чего стоит начать, — это с понимания, а нужен ли вашему бизнесу сторонний специалист — вендор, который будет поставлять аутстаф-услуги, или все-таки инхаус-команда, то есть сотрудники в штате. И на старте определиться, какой стек технологий и ресурсы требуются для выполнения задачи. Если вы уверены в жизнеспособности своего продукта и коробочные решения не для вас, аутстаф — лучший выход.

К примеру, возьмем бизнесы, ориентированные на торговлю строительными материалами. Для них не новы практики, когда в штате компании находятся один-два специалиста, которые обеспечивают работу внутренней CRM. С высокой долей вероятности им не потребуется привлечение внешних специалистов. С другой стороны, если тот же самый бизнес имеет небольшой оборот (до 50 млн рублей в год) и небольшую номенклатуру товаров (до 10000 единиц), сторонний аутстаф-специалист может обойтись дешевле, чем сотрудник в штате.  

Плюсы аутстаф-модели для клиента:

  • экономия времени;
  • сработанные команды;
  • экономия финансов;
  • экономия сил;
  • лучшие практики рынка.

Экономия времени

Аутстаф значительно сокращает время выхода продукта в релиз. Чтобы собрать инхаус-команду, вам нужно найти профильного эйчара, который подберет других, более узких специалистов: фронтенд и бекенд-разработчиков, дизайнеров, проектных менеджеров и так далее. Поиск каждого из них может занять от четырех до шести месяцев минимум, при условии, что все сработаются и останутся в компании. Аутстаф закрывает эту потребность быстрее. Приступить к работе команда подрядчика может уже завтра. С точки зрения конкурентной среды у компаний, выбирающих аутстаф, есть несомненное преимущество во времени относительно тех, кто собирает инхаус-команду с нуля.  

Сработанные команды   

Преимущество еще и в том, что несколько специалистов, взятых “в аренду” у другой компании, — уже слаженный коллектив. Их не нужно знакомить между собой, подстраивать друг под друга характеры и методы работы. Момент притирки уже пройден, что также влияет на качество и скорость взаимодействия всех звеньев команды. Цикл старта проекта и выхода конечного продукта в релиз сокращается.

Экономия финансов 

Помимо максимальной экономии времени на поиск и сплочение команды, аутстаф оптимизирует финансовые расходы, в некоторых случаях в разы. Пока инхаус-команда находится в состоянии “сборки”, первые три-четыре месяца часть коллектива будет получать зарплату, не создав ни одной строчки кода, ни одного варфрейма (макета будущего сайта). Содержать собственный отдел разработки при этом — удовольствие не из дешевых. Средний доход одного специалиста сферы диджитал зачастую выше, чем зарплата руководящего состава предприятия в небольшом городе. Какой напрашивается вывод? Первые месяцы инхаус-команда не приносит дохода компании в отличии от аутстаф-специалистов.

Экономия сил

Передача дел команде со стороны помогает собственнику бизнеса сосредоточиться на более глобальных задачах и отсечь лишние — построение и интеграцию новых отделов. Вопросы о том, что и как строится, как создается и разрабатывается, снимаются с повестки дня. Владелец компании занимается стратегическими процессами, не отвлекаясь на новые аспекты, в то время как вендор берет на себя ответственность за реализацию проекта.

Лучшие практики рынка 

Специалисты, оказывающие аутстаф-услуги, могут предложить заказчику актуальные предложения и лучшие решения, которые подойдут конкретной сфере бизнеса. В большинстве случаев компании-подрядчики специализируются на чем-то одном, например, только на банкинге (разрабатывают дизайн или мобильные приложения для банка), строительстве, ритейле и так далее. Все проекты заточены под определенную область, поэтому экспертиза становится более глубокой и качественной. Такие специалисты уже в процессе бизнес-аудита, сбора требований, отрисовки варфреймов (макетов будущего сайта) и прочего могут понять, насколько то или иное решение заказчика может быть полезно и реализуемо на практике.

Минусы аутстаф-модели для клиента:

  • некомпетентный подрядчик;
  • отсутствие ресурсов у компании-подрядчика.

Некомпетентный подрядчик

Востребованность диджитал-решений в разных отраслях, от микробизнеса до крупнейших корпораций, за несколько лет привела в сферу большое количество новых компаний. Среди них достаточно тех, кто не имея на руках готового портфолио, прикрывается чужими работами. Да, и такое бывает! В нашем сегменте можно встретить много печальных историй, когда заказчики потратили деньги, и в лучшем случае получили то, что еще можно оживить. А в худшем — совершенный мусор, который легче выкинуть на свалку, потому что переписать дешевле, чем спасти.

Отсутствие ресурсов у компании-подрядчика

Второй минус — подрядная организация практически выступает в роли кадрового агентства. Не имея собственных ресурсов на базе компании, нужные специалисты привлекаются со стороны и выдаются за собственных сотрудников. Это могут быть фрилансеры, которые работают как ИП, самозанятые или люди, состоящие в штате совсем другой компании, не имеющей отношения к фирме-аутстафферу. И спрогнозировать результат их работы сложно.  

Минусов, как и плюсов, можно выделить еще очень и очень много, мы лишь раскрыли основные, с которыми может столкнуться потенциальный заказчик услуги. Чтобы сократить влияние негативных факторов, следует подходить с особой тщательностью к выбору подрядной компании.

Как выбрать компанию-аутстаффера?

  • мониторинг данных в открытых источниках;
  • запрос документов и портфолио;
  • адекватные расценки;
  • подтверждение договоренностей;
  • юридические аспекты.

Мониторинг данных в открытых источниках

Посмотрите интернет-сервисы, насколько надежная компания, сколько лет присутствует на рынке, какие обороты имеет, в каком объеме платятся налоги, есть ли судебные разбирательства. Сейчас вся эта информация в открытом доступе, и за нее даже не нужно платить. Все как на ладони, все можно проверить и уточнить.

Запрос документов и портфолио

Запросите документы у компании-подрядчика, чтобы перепроверить, насколько актуальные данные представлены в интернет-пространстве и убедиться, что честность компании действительно не вызывает опасений. К документам хорошо бы приложить и портфолио с экспертизой в той или иной области, которая нужна для реализации вашего проекта.

Адекватные расценки

Не стоит бросаться на слишком низкую стоимость. С высокой долей вероятности заниженные расценки у тех, кто работает недобросовестно и сдаст проект либо не в срок, либо не сдаст вовсе. Ценообразование зависит от себестоимости и процента, который зарабатывает организация. Чудес на свете не бывает, и организация не может “питаться” святым духом и ничего не зарабатывать.

Подтверждение договоренностей

Чтобы не попасть в ситуацию, описанную выше, когда к работе привлекаются фрилансеры, нужно четко понимать, кто твой конечный исполнитель. Созвонитесь со специалистами и проговорите, какие ресурсы будут предоставлены и на каких условиях. Если беседа не вызывает опасений, можно переходить к следующему этапу.

Юридические аспекты

На что следует обратить внимание при подписании контракта? Конечно, на его содержание. Поводом задуматься может послужить безумный контракт на 50 листов или обратная ситуация — какая-то эфемерная бумага, которая ничего не регламентирует (ни права, ни ответственности сторон — что вы получите за свои деньги от подрядчика, если по договору он ничего особо и не должен).

Это базовые факторы, на которые стоит обращать внимание до того момента, как будут подписаны бумаги. Любой контракт можно расторгнуть, но заказчик теряет самое главное (и речь идет не о деньгах) — время: любые согласования и подписания отнимают драгоценные часы и минуты, а для некоторых бизнесов — это особенно важный момент.

Для каких компаний аутстаф подходит в первую очередь? 

На самом деле, аутстаф-модель может подойти всем: от микробизнеса до крупных холдингов. Но, как мы уже говорили ранее, здесь очень важно понимать собственнику бизнеса, насколько привлечение сторонних специалистов действительно ускорит процесс создания его продукта.

Особенно актуален такой вид взаимодействия для:

  1. Компаний, которым нужно срочно увеличить IT-нагрузку в сезон.

    В качестве примера возьмем агрохолдинги. В конце лета и начале осени этот бизнес переживает особую нагрузку: увеличиваются продажи, возрастает логистика, повышается нагрузка на сайт и прочее. Для поддержания имеющейся цифровой экосистемы компании и разработки новых продуктов, позволяющих масштабировать проекты (допустим, создать приложение), им наверняка пригодится помощь аутстаф-компании. 

    Сюда же отнесем и туристические агентства. Например, в феврале
    компания понимает, что необходимо разработать мобильное приложение для бронирования отелей. Выпустить готовый продукт нужно не позднее июня, в пик туристического сезона, иначе потом их разработка привлечет меньше внимания и не окупит затраты в ближайшей перспективе. 

 

  1. Стартапов.

Полезен аутстаф и для стартапов, количество которых возрастает год от года. Любой стартап — еще молодой бизнес, и чтобы продвигаться, создавать узнаваемость у аудитории, заслужить ее лояльность и в конечном итоге продать продукт, нужно как-то заявить о себе и занять свою позицию в выбранной нише. Сделать это проще всего через хороший, удобный сайт или приложение в зависимости от специфики бизнеса. Собирать инхаус-команду с нуля в таких условиях — неоправданно дорого, нет понимания, выстрелит ли затея или денежные средства будут вложены впустую.

Говорить об аутстафе можно еще очень и очень долго, тема обширная и все аспекты за один раз охватить сложно. Но если вы уже сейчас убедились, что это именно тот формат, который продвинет ваш бизнес на новую ступень, приглашаем к сотрудничеству. Наша экспертиза по разработке и дизайну приложений и других высоконагруженных сервисов поможет качественно автоматизировать ваши самые смелые идеи. И что важно — мы ценим ваше время, экономя его и бюджет на найме нужных специалистов.