Рынок MENA: колорит и особенности восточного дизайна
Опубликовали статью на Cossa, но грех не выложить ее в наш Блог.
События на мировой арене способствуют глобальной переориентации. И те, кто раньше стремился покорить Запад, теперь активно засматриваются на Восток. Самобытный восточный рынок открыт для российских компаний, но имеет ряд особенностей, которые стоит учитывать, чтобы завоевать доверие и пополнить клиентский портфель новыми контактами, а лучше контрактами. На примере конкретных кейсов разберём несколько нюансов при создании дизайна для клиентов Востока.
За всю историю развития компании у нас было множество клиентов из стран пустынь и барханов. Тяжело назвать точное количество, но примерно треть запросов на дизайн — это заказчики из Турции и представители так называемых стран MENA*: ОАЭ, Кувейт, Саудовская Аравия и другие.
*Страны MENA — это государства Ближнего Востока и Северной Африки.
Восточные проекты, с которыми нам удалось поработать за это время, очень разнообразны: интернет-магазины, финтех-сектор, стриминговые платформы, приложения различной направленности (от социальных до развлекательных продуктов). Обилие и многообразие клиентских приложений позволило выделить схожие черты в дизайне, которые присущи в большей степени аудитории Востока, нежели Запада.
Премиальный стиль
Перед стартом UI-фазы мы всегда предлагаем клиенту несколько направлений стиля в рамках moodboard — коллажа идей. Выбор восточных заказчиков очень часто падает на премиальный стиль.
Почему так?
Восток ассоциируется с роскошью и богатством, поэтому и акценты в дизайне по желанию клиентов должны отражать высокий уровень жизни. Что из себя представляет премиум-стиль? Это шрифты с засечками, ч/б-палитра с яркими акцентами, особый подбор фотоконтента, стилистика иконок и прочее. Всё, что с первого взгляда отражает люксовую жизнь.
Главное не переборщить. Стоит соблюдать баланс, чтобы дизайн из роскошного не превратился в слишком «богатый», а оставался минималистичным и современным при обилии премиум-элементов.
Финтех-приложение в премиальном стиле.
Примером премиального стиля служит проект, который пришёл к нам из Кувейта. Задача дизайн-команды заключалась в проектировании клиентской части и админки веб-приложения. Сам проект представляет собой стриминговую платформу для определённых видов спорта: конный спорт, большой теннис и падел-теннис. Чем особенно примечателен этот сайт, так это большим количеством экранов — их порядка 200. Как нам удалось воплотить задуманное в жизнь, можно узнать здесь.
Арабский язык интерфейса
Со стилем определились. Что дальше? Первое, что необходимо учесть перед созданием восточного дизайна — мультиязычность, то есть на каком языке планируется оформить приложение и будет ли возможность переключиться на другой при необходимости. Почему это важно? Мультиязычность значительно влияет на оценку объёма работ, так как предполагает дополнительный экран выбора языка для клиента.
Самая большая загвоздка здесь в том, что арабский язык читается справа налево, а не как мы привыкли — слева направо. Все элементы зеркалятся, и даже кнопка назад будет расположена справа, а не наоборот. Поэтому интерфейс восточного дизайна необходимо полностью перестраивать с учётом этой особенности.
Один из самых крупных мультиязычных проектов поступил к нам из ОАЭ. Мы разрабатывали дизайн маркетплейса. Это очень масштабный продукт, настоящая гордость, поскольку это аналог российского OZON на восточном рынке.
На создание приложения ушло очень много времени и сил. Проработано много ролей: клиентская часть, курьеры, администраторы, менеджеры, продавцы. Было спроектировано порядка 500 экранов, не считая арабской версии и респонсивов (способ корректно отображать интерфейс, при котором сам сайт подстраивается под любой размер и разрешение экрана). После запуска команда заказчика переделала логотип и снова вернулась к нам за редизайном и созданием иллюстраций.
Яркая цветовая гамма
Третья особенность восточных сайтов — обилие цвета. Строгие и консервативные европейцы стремятся максимально упростить цветовую гамму в дизайне сайтов. В почёте спокойные и преимущественно нюдовые тона и оттенки.
Клиенты Востока, напротив, приветствуют экспрессивный цветовой подход. Это тот самый случай, когда дизайнеру не стоит бояться сделать кнопку более яркой, чем принято на европейском рынке. Далеко ходить не надо: многие наши клиенты просили использовать более сочные и насыщенные цвета в элементах. И такая просьба — отнюдь не личные предпочтения заказчика. Если углубиться в детали, становится ясно, что любовь к яркости — одна из особенностей местной ЦА. Восточный дизайн намного пестрее и колоритнее, чем мы привыкли видеть на профессиональных площадках. При создании дизайн-проекта для восточного клиента непременно стоит учитывать этот фактор.
Самый необычный проект, который демонстрирует вышесказанное — мобильная игра для прохождения квизов. В чём его особенность? Приложение максимально приближено к реальным условиям и очень напоминает игру, но только в офлайн-формате. В нём можно создавать онлайн-комнаты и соревноваться целыми командами, отвечая на вопросы. Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать — ищите наш кейс на Behance.
Сдержанные иллюстрации
Несмотря на яркие цветовые акценты, выбор иллюстраций не предполагает излишней экспрессивности. Ориентация — на скромность и сдержанность. Особое внимание стоит уделить выбору персонажей для иллюстраций. В одних странах, например в Саудовской Аравии, не принято использовать фотографии женщин без традиционной одежды — хиджаба. В других это допускается, но с некоторыми оговорками (только строгие образы, в том числе и у мужчин). Ни в коем случае не разрешается размещать иллюстрации с откровенными или слишком вызывающими позами. Клиенты данного региона бережно относятся к своей культуре и традициям, поэтому нельзя пренебрегать ограничениями, связанными с религией и менталитетом.
Особенности коммуникации
Строгий менталитет восточной культуры прослеживается не только в самом подходе к дизайну, но и в коммуникации заказчика с исполнителем. В процессе работы мы часто общаемся с клиентами вживую или через комментарии в программе Figma и заметили несколько закономерностей во взаимодействии.
Восточные заказчики очень тщательно составляют ТЗ и ждут такой же кропотливости в макетах дизайнера. Много внимания уделяется мелочам, всё должно быть проработано до пикселя. Эта тщательность подкрепляется и более формальным стилем общения. Если представители Запада оценят шутку, то клиент Востока в лучшем случае воспримет её холодно. Остроумие стоит приберечь для других.
Несмотря на все особенности и особую самобытность Востока, IT-продукты для данного рынка подчиняются базовым принципам дизайна: минимализм, следование трендам, удобство использования и доступность для всех пользователей. Нюансы, описанные выше, лишь добавляют им уникальности и неповторимости.
Обзоры современного восточного дизайна и не только ищите в нашем Телеграм-канале.
Сентябрь 13, 2023