100+ клиентов рекомендуют нас

Как MVP помогает избежать рисков при создании мобильного продукта обложка

Как MVP помогает избежать рисков при создании мобильного продукта

Приложение вышло в релиз, но клиенты не оценили задумку? Ситуация совсем не смешная и даже страшная. Время никто не вернет, как и средства, вложенные в реализацию убыточного сервиса. В этой статье мы расскажем, как MVP способно уберечь от необдуманных трат при разработке мобильного продукта.

На рынке диджитал-технологий нередко можно встретить негативные отзывы от владельцев предприятий, которые сотрудничали с компаниями по аутстаф или аутсорс-модели при разработке приложения для бизнеса. Продукт реализован, интегрирован в рабочие процессы, на него потрачены сотни тысяч или даже миллионы рублей, но желаемый результат — качественных лидов, так и не получили. Финансовые показатели не оправдали ожидания, и возникают вопросы: кто виноват и что делать дальше?

Почему происходит такая ситуация? Негативный клиентский опыт — это следствие недостаточно собранных требований и некачественно описанного технического задания. Такие проекты можно сравнить с чемоданом без ручки: и бросить жалко, ведь потрачено много ресурсов, и финансовая эффективность находится под большим вопросом.

Есть решение? Есть! Лучшей практикой, которая помогает бизнесам без существенных рисков понять, насколько продукт востребован и автоматизирует те или иные процессы, принесет прибыль и существенно сократит бюджет на лишние траты, можно считать MVP (Minimal Viable Product).

MVP или минимально жизнеспособный продукт — прототип будущего сайта, приложения или сервиса. Это основа или фундамент будущего ресурса для тестирования первичной гипотезы. Проверка на работоспособность той или иной идеи, которую компания хочет испытать на практике.

Проще говоря, это готовый продукт с самым базовым набором опций, который планируется реализовать с более расширенным функционалом в дальнейшем.

Какие задачи стоят перед MVP при разработке приложения?

Задачи минимум:

  • собрать от пользователей первичную обратную связь, чтобы точнее понять потребности аудитории, плюсы и минусы продукта (насколько созданное приложение соответствует ожиданиям потребителей, и что они хотели бы видеть в конечной картинке);

  • проанализировать собранные данные;

  • создать и протестировать гипотезы в этом направлении: какие функции приложения сделают его более удобным, доступным и привлекательным для пользователей.

Задачи максимум:

  • ускорить выход мобильного продукта на рынок;

  • донести его ценность до целевой аудитории;

  • привлечь качественных лидов и получить прибыль;

  • произвести все эти манипуляции с минимальными инвестициями со стороны владельца бизнеса.

MVP для бизнеса — рациональный подход к созданию нового сервиса. Разработка минимально жизнеспособного продукта уберегает от рисков, лишних трат и открывает новые возможности в виде инвестиций, если проект окажется востребованным уже на старте.

На первых порах компании стараются выделить ограниченный бюджет, чтобы точно понять, что идея имеет место на существование. В этом случае MVP — лучший помощник.

Обратная связь, полученная при тестировании MVP дает представление об успешности текущих гипотез и простор для новых: какие функции следует исключить, а в каких чувствуется потребность у аудитории.

Каким должен быть MVP?

Как и конечный мобильный продукт, MVP должен быть, прежде всего, качественным. Весь пользовательский путь до совершения целевого действия клиенту необходимо пройти без препятствий: интуитивно понятный дизайн, отсутствие технических багов и прочих непредвиденных ситуаций. Ничто не должно мешать ключевым шагам в процессе использования приложения.

Все шероховатости, которые всплывут на клиентском пути, легче обнаружить и доработать на стадии MVP, спрогнозировать потенциальную востребованность у аудитории и постепенно добавить новые функции, чтобы повысить ее лояльность.

Существует негласное правило: если пользователь разочаровался в продукте при первом касании, вернуть его будет очень и очень сложно. Клиент удалит приложение, так и не узнав о внесенных доработках, улучшениях и новых функциях, которые значительно повысили качество и удобство мобильного сервиса.

Какие виды MVP выделяют в мобильной разработке?

Довольно часто на просторах интернета можно встретить различные методики, как можно разграничить MVP исходя из направления бизнеса, специфики продукта, который создается под этот самый бизнес и целей, которые необходимо закрыть. Основываясь на личном опыте в сфере разработки, мы выделяем такие виды минимально жизнеспособного продукта:

  1. MVP Флинтстоуна или Волшебник страны Оз. Суть заключается в ручной проверке жизнеспособности идеи. Допустим, клиент планирует создать интернет-платформу, чтобы получать процент от продаж. Создание масштабного сервиса с личными кабинетами для продавцов и покупателей товаров займет длительное время. Чтобы проверить, насколько жизнеспособен продукт, разрабатывается более простой сайт с возможностью размещать товары за продавцов и обрабатывать заказы.

  2. Консьерж MVP. Метод основан на том, чтобы максимально выяснить потребности аудитории и учесть эти детали при разработке продукта. Все работы также выполняются вручную. К примеру, необходимо разработать сервис по бронированию отелей. Первым делом команда изучает аудиторию и пытается пройти ее путь по пользованию сервисом самостоятельно (бронирует номера), а также уточняет подробности и отвечает на вопросы будущих клиентов. После сбора обратной связи и понимания, как продукт должен работать, чтобы быть востребованным, начинается разработка.

  3. Разрозненный MVP. Метод применяется тогда, когда первичную идею можно проверить и воплотить без разработки уникального ПО. Представим, что компания запускает онлайн-сервис по продаже билетов на концерты. Первоначально все услуги оказываются при помощи электронной почты. И только тогда, когда набирается необходимое количество пользователей, расширяются функции продукта: автоматизация продаж, email-рассылка и создается полноценное мобильное приложение.

  4. Продукт с одним параметром. Приложение, сайт или программа разрабатываются с одной-двумя базовыми функциями, которые нужны для оценки востребованности сервиса. После тестирования MVP на целевой аудитории и получения обратной связи запускается полномасштабный сервис.

Стадии создания MVP

Как и виды, стадии создания минимально жизнеспособного продукта, могут меняться в зависимости от различных факторов: направления деятельности компании, ниши, аудитории и прочее. Эти вводные определяют, сколько этапов потребуется для разработки MVP. Как правило, работа состоит из восьми частей, куда включается и маркетинговый анализ конкурентов, описание сегментов, выделение ядра целевой аудитории, детализация пути клиента и так далее. Если говорить только о разработке, то стадии создания MVP можно упростить до трех этапов:

  • сбор требований;

  • старт первой версии;

  • внесение корректировок и добавление новых функций.

Сбор требований: На этой стадии происходит знакомство с заказчиком: клиент приходит с большой идеей, из которой аналитики выделяют главную мысль, описывают минимальные технические и бизнес-требования для успешной реализации проекта. Продукт еще представлен в виде голого каркаса (без дизайна, с самым необходимым минимальным функционалом).

Старт первой версии: Что мы здесь видим? Стартовую версию рабочего продукта, которая может быть привлекательна для потенциальных пользователей. Такой продукт уже можно протестировать на аудитории, чтобы понять, насколько дружественным является UX/UI-дизайн, как работает главная фича продукта.

Внесение корректировок и добавление новых функций: после сбора обратной связи у потенциальной аудитории, формируется более-менее понятная картина, как работает приложение. На этой основе формируются предложения по улучшению продукта и добавляются новые опции для дальнейшего тестирования.

С какими сложностями сталкивается бизнес без MVP?

Покажем на примере из практики. Нередки случаи, когда объемное и подробное на первый взгляд техническое задание (от 10 до 70 листов) не содержит базовых функций, без которых приложение вызовет у пользователя только отторжение.

Самая типичная ситуация: отсутствие на странице кнопки восстановления пароля. Без этой важной опции зайти в личный кабинет не удастся уже никогда, если пользователь по какой-то причине забыл свои данные. Получается, бизнес потеряет потенциального покупателя всего из-за одной-единственной кнопки, которую не предусмотрели на начальной стадии.

С MVP риск возникновения подобной проблемы сводится к нулю. Прототип приложения с минимальным набором опций позволяет протестировать базовые функции и выделить имеющиеся недостатки у первичной версии, оценить ее востребованность у аудитории. Практика показывает, что лучше разработать продукт с ограниченным функционалом и небольшим бюджетом, чем в дальнейшем полностью переделывать приложение, замедляя релиз и теряя лояльную аудиторию. Постепенно добавить экраны, улучшить визуал и нарастить нужный и рентабельный функционал исходя из запросов аудитории проще, чем вернуть тех, кто скачал приложение и удалил из-за недружелюбного интерфейса, долгой загрузки или по иным причинам.

Постепенное наращивание функционала — рациональный и грамотный подход с точки зрения сохранения финансов компании и увеличения будущей прибыли.

Экономия бюджета + экономия времени = MVP

Какому бизнесу подойдет MVP?

Объективно MVP уберегает проект от лишних рисков, с которыми так или иначе может столкнуться его владелец. Поэтому с точки зрения важности для бизнеса, можно сказать, что MVP подойдет любому направлению и любому масштабу компании. И тому, кто только начинает прокладывать свой путь к успеху, и тому, кто уже достиг определенных высот и планирует удерживать позиции и расширяться.

Молодым компаниям, стартапам MVP даст правильный вектор развития продукта, поможет сэкономить финансы и приобрести возможность масштабироваться в крупный и прибыльный проект.

Компаниям среднего звена или крупным предприятиям MVP полезен при внедрении новых опций в готовый продукт, который уже знаком пользователям и имеет свою аудиторию.

Выводы

MVP незаменим, чтобы протестировать прототип полноценного продукта и не разочароваться после запуска основной его версии. Он позволяет собрать ценную информацию до старта и внести необходимые корректировки, а также значительно экономит время и бюджет. Подойдет тем компаниям, которые заботятся о финансовых показателях и подходят основательно к итоговому бизнес-функционалу своего будущего сервиса.