100+ клиентов рекомендуют нас

Профессиональное выгорание в IT: симптомы, методы борьбы и профилактика. обложка

Профессиональное выгорание в IT: симптомы, методы борьбы и профилактика.

Пожалуй, испокон веков мы слышим фразу “сгорел на работе”, но если раньше при этом людей повально атаковала меланхолия или паранойя, то именно сейчас, болезнью цифровой эпохи стало эмоциональное и профессиональное выгорание. Будучи синдромом современности абсолютно для всех сфер, мы выделим его общую симптоматику и проявление. Но перед этим сделаем важную оговорку – сейчас довольно активно заявляют, что именно сфера информационных технологий подвержена тотальному и массовому выгоранию – миф чистой воды. Сфера IT слишком популярна, масштабна по охвату занятых, отзывчива к разного рода трендам вроде life-work balance и, что важно – платежеспособна, а значит, на уставших айтишниках легче всего заработать многочисленным психотерапевтам. Выгорание не выбирает род деятельности. Айтишники, по статистике, находятся  пока только на втором месте по выгоранию, уступая место врачам и учителям.

ЧТО?

Итак, для начала, дадим определение рассматриваемому нами понятию согласно ВОЗ. Синдром выгорания — это физическое или эмоциональное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе (усталость, бессонница), повышенной склонностью к соматическим заболеваниям (болезни сердца, желудочно-кишечного тракта, печени, почек), депрессивными настроениями и душевным дискомфортом. Звучит не так уж и приятно, не правда ли? А на деле еще хуже. 

В ЧЕМ ВЫРАЖАЕТСЯ?

  1. Отсутствие интереса к работе, мотивации, снижение работоспособности.

  2. Снижение концентрации, ухудшение памяти.

  3. Тревожность, проявление страхов.

  4. Депрессия.

  5. Чувство постоянной усталости и апатии, ухудшение общего самочувствия, головокружения.

  6. Панические атаки.

КТО?

Симптоматика, как вы видите, довольно серьезная и очевидная. Теперь перейдем ближе к сути. Кто выгорает первым? Новички и опытные сотрудники на высоких должностях. Спросите, почему? А потому, что и на первую, и на вторую категорию давит груз ответственности, разница только в том, что новички находятся под контролем вышестоящих сотрудников, и несмотря на то, что им дают фидбэки по качеству их работы, они находятся в постоянном страхе потерять свое место, а “потолочные” звенья критикуют себя сами и зачастую не получая никаких комментариев и похвалы относительно своей деятельности, считается, что топовый сотрудник лучше других знает, что правильно, а что - нет, и  в словесных поощрениях не нуждается. И это самое большое заблуждение руководства.

ПОЧЕМУ?

А давайте копнем еще глубже. Откуда такая самокритичность, почему бы просто не работать и радоваться? Все просто, один из провоцирующих факторов - конфликт ожиданий и реальности. Раньше хороший офис был роскошью, теперь же этого слишком мало, чтобы быть довольным своей работой - довольным, вот этот самый фактор, который не дает покоя большинству трудящихся - чувство морального удовлетворения от того, что ты делаешь, стало практически не достижимым, в отличие от высоких зарплат и роскошных офисных зон. Неудовлетворенность, постепенно накапливаясь, выливается в выгорание. 

КТО ВИНОВАТ?

Виноватых в том, что сотрудники выгорают, несколько - это руководство и HR-менеджмент. Руководство должно вовремя давать обратную связь, поощрять своих работников, отвечать на “наболевшие” вопросы. А HR-менеджеры - в первую очередь, вести качественный подбор персонала, а в дальнейшем - проводить one-to-one встречи и выяснять напрямую мотивацию, удовлетворенность, боли сотрудников, подмечать их тревожность и помогать справиться с ключевой “идеей” выгорания или хотя бы минимизировать его эффект. Хорошо, когда и сами руководители держат руку на пульсе и проводят ежемесячные личные встречи.

Переходим к следующему пункту.

КАК БОРОТЬСЯ?

  1. Помните, в начале статьи мы говорили о life-work balance? Так вот, найдите этот самый баланс - высыпайтесь, больше гуляйте, найдите свой источник сил, во время отдыха отдыхайте, а не решайте рабочие вопросы.

  2. Избавьтесь от зависимостей: социальные сети, кофе, сладкое, алкоголь, игры - это все отнимает у всех энергию и способствует выгоранию. 

  3. Разберитесь в своих ожиданиях. Чего вам не хватает, чего вы хотите от работы, от себя, от руководства?

  4. Четко проясните свои должностные обязанности и не выполняйте чужую работу.

  5. Попробуйте переключиться и заняться чем-то другим, повысьте свою самооценку за счет успехов в хобби, в крайнем случае - может, пора менять сферу деятельности?

  6. Если ничего из перечисленного не помогает - обратитесь к специалисту. 

ИТОГИ

  1. Выгоранию подвержены абсолютно все сферы деятельности.

  2. Причина выгорания - некачественный менеджмент, ошибки подбора персонала.

  3. Необходимо систематически общаться со своими сотрудниками и держать руку на пульсе.

  4. Повышайте свою самооценку, будьте уверены в своей компетентности. 

Ко всему сказанному стоит добавить, что мы во Fusion Team стремимся прежде всего создавать качественные условия труда для наших сотрудников, что значительно минимизирует выгорание. Помимо этого, HR-менеджмент, совместно с руководящими звеньями, ежемесячно проводит личные беседы со всеми членами команды, анализирует их вовлеченность, степень удовлетворенности и прочие аспекты.