
Цифровые технологии в учебном процессе: особенности разработки приложений EdTech
Сфера EdTech активно переходит в цифровой режим. Все больше людей получают образование в онлайн-формате, а рынок обучающих технологий пополняется новыми приложениями и сервисами для самых разных категорий пользователей. Какие особенности стоит учитывать при разработке продуктов данного типа, расскажем в этой статье.
Обучаться в любом месте, здесь и сейчас. Такая идея заложена в образовательные приложения. Они облегчают и улучшают процесс получения знаний и навыков, делают его более доступным, интересным и эффективным. Изучение новых предметов, подготовка к экзаменам или тестам проходит более плавно и в удобном режиме.
Приложения для образования способствуют самосовершенствованию и развитию. Они закрывают сразу несколько потребностей целевой аудитории:
- Быстрый доступ к учебным материалам: в приложениях такого типа пользователям предоставляется возможность для изучения предметной литературы, просмотра видеоуроков, решения интерактивных заданий и тестов.
- Сокращение временных ресурсов: продукты сферы EdTech можно адаптировать под собственный график, приступать к обучению тогда, когда появится свободная минута.
- Креативность и повышение уровня мотивации: во многие образовательные приложения внедряются игровые элементы, награды и другие инструменты для стимулирования интереса к изучаемому материалу.
- Персонализированный подход к обучению: в EdTech-приложениях имеется функция гибкой настройки учебного процесса в соответствии с потребностями каждого конкретного пользователя.
Индивидуальные настройки, например, доступны в мини-приложении для обучения детей музыке — Sketchpad, в разработке которого принимала участие команда Fusion Tech. Sketchpad — один из продуктов крупной образовательной системы, который представляет собой интерактивную панель для написания мелодий.
Использовать приложение можно как в специализированных учебных заведениях, так и в домашних условиях.
Пользователю предлагается на выбор ряд музыкальных инструментов. От его предпочтений зависит, как будет звучать конечная композиция.
В продукте представлены две роли — преподаватель и ученик, каждая из которых имеет свой набор функций. Так, помимо написания мелодий, в приложении предусмотрена и подготовка индивидуальных уроков для детей.

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Разработка приложений для сферы EdTech требует не только технических навыков, но и понимания особенностей образовательного процесса и потребностей пользователей. При создании подобных продуктов следует учитывать следующие факторы:
1. Наличие адаптации к потребностям обучающихся.
Приложение должно быть разработано с учетом возрастных особенностей и образовательных предпочтений целевой аудитории. Например, для детей важно визуальное оформление, интерактивность и игровой подход, для студентов университета акцент следует сделать на функциональности и возможности работы с научными материалами.
2. Обеспечение безопасности данных.
Поскольку приложения для образования могут содержать персональные сведения учеников и преподавателей, особое внимание нужно уделить защите конфиденциальности и безопасности данных. Утечка приватной информации может привести к очень печальным последствиям.
3. Соответствие педагогическим стандартам.
Приложения для образования не должны противоречить закрепленным нормам и методикам обучения. Контентное наполнение (учебные материалы и пособия) таких продуктов необходимо разрабатывать педагогическим экспертам с учетом требований национальных образовательных стандартов.
4. Отсутствие чрезмерно вычурного дизайна.
Образовательное приложение должно быть простым в использовании и интуитивно понятным для пользователей всех возрастов и уровней подготовки. Минималистичный, но привлекательный дизайн с основными элементами управления и логичным навигационным меню — станет отличным решением. Пользователи должны легко перемещаться между разделами и функциями приложения, чтобы ничто не отвлекало их от главной цели.
5. Отслеживание прогресса и аналитика.
Наличие в приложении статистики является ключевой опцией не только в продуктах, связанных с продажами. Инструменты аналитики помогают учителям и администраторам отслеживать успехи учащихся, выявлять слабые места в изучении материала. Собранные данные в дальнейшем способствуют оптимизации образовательного процесса, выстраиванию более эффективной стратегии обучения.
6. Совместимость с мобильными устройствами.
Технические предпочтения пользовательской аудитории очень разнятся. Чтобы охватить больше клиентов, необходимо подстраивать продукт под их цифровые пожелания. Востребованное приложение уже этапе создания и выпуска в релиз адаптировано под различные платформы (iOS, Android) и устройства (смартфоны, планшеты).
7. Внедрение мультимедийных инструментов.
Процесс обучения станет более увлекательным и доступным для восприятия, если добавить в приложение интерактивные элементы, видеоуроки, аудиоматериалы, анимации и другие мультимедийные возможности. Помимо текстовой подачи, пользователи смогут изучать информацию в другом формате, что способствует более глубокому погружению в материал и упростит его запоминание.
Мобильное приложение Nissi — пример того, как применяются мультимедийные инструменты для эффективного обучения. Аудитория продукта Nissi может смотреть онлайн-трансляции курсов по выбранным направлениям, задавать вопросы и обмениваться комментариями в чате.
Обучающие трансляции запускаются через панель администратора. Перед началом эфира на телефон пользователя поступает push-уведомление о предстоящем событии, присоединиться к которому можно через приложение. Если не удалось попасть на встречу, подписчик может посмотреть трансляцию в записи. Учебная информация разбирается также на подкастах и предоставляется в виде статей, подготовленных экспертами.
Мобильное приложение разрабатывалось нашей командой с нуля. Кроме перечисленных особенностей, при реализации Nissi предусматривались функции хранения медиа-контента, обработки платежей и денежных переводов.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Создание стандартного приложения для EdTech-сферы можно разбить на следующие части:
1. Исследование и анализ: определение целей приложения, сегментов аудитории, специфики образовательного процесса, конкурентов.
2. Проектирование: разработка структуры приложения, создание дизайна, обозначение функционала и особенностей пользовательского опыта.
3. Разработка: создание MVP, первичное тестирование приложения на различных устройствах, наращивание дополнительных функций, интеграция необходимых технологий.
4. Тестирование и отладка: проверка на ошибки, оптимизация производительности, адаптация под разные устройства и операционные системы.
5. Запуск и маркетинг: размещение приложения в сторах, продвижение среди целевой аудитории, сбор обратной связи.
Этапы разработки посмотрим на примере создания приложения для обучения детей 8-12 лет школьным предметам — CleverClogs. Отличительная черта проекта в том, что формат преподавания аналогичен стандартному: при регистрации ребенок попадает в определенный класс (3, 4, 5 или 6) в зависимости от возраста.

Обучение происходит за счет прохождения тестов, которые подбираются индивидуально под уровень знаний каждого ребенка. При правильном ответе на вопросы, уровень сложности заданий повышается на одну ступень.

Целевой аудиторией приложения являются сразу четыре сегмента: администратор, ученик, родитель и учитель. При разработке CleverClogs команда учитывала все роли и сценарии поведения аудитории, которые отличаются друг от друга набором функциональных возможностей. Чтобы удержать внимание основной категории пользователей (детей), платформа оснащена конструктором персонажей — ученики могут самостоятельно создать свой цифровой портрет: менять цвет кожи, волос и глаз, примерять разные костюмы и редактировать общий фон.

Создание образовательного продукта началось с ключевых этапов:
1) Анализ (цели, конкуренты, аудитория) и составление уроков/ материалов для преподавателей.
2) Глубокая проработка всех сценариев пользовательского взаимодействия (ученик, родитель, учитель).
3) Разработка и согласование с клиентом платных планов обучения.
4) Проектирование архитектуры приложения.
5) Проработка узких моментов в ТЗ, а также уточнение условий, касающихся безопасности пользовательских данных.
Для CleverClogs были выдвинуты следующие требования, специфичные для продуктов данного типа:
1) Четкое соответствие приложения пользовательским сценариям (для учеников, родителей, учителей).
2) Наличие проработанной, интуитивно понятной системы обратной связи.
3) Тестирование учебной функциональности продукта (прохождение заданий, назначение конференций и т.п.) QA-специалистом и преподавателем со стороны клиента.
4) Обеспечение высокой степени безопасности для пользовательских данных.
5) Подробное разъяснение пользователям про политику хранения личных данных (кредитных карт, сведений учетных записей), а также разработка механизма по удалению персональной информации по требованию.
В процессе анализа технического задания команда приняла решение разделить приложение на три части:
1) Панель администратора (админка для студенческого сайта), которая позволяет создавать и редактировать контент, а также управлять пользователями.
2) Студенческий фронтэнд (учебный портал) с наличием личных кабинетов для ученика и родителя. В ЛК можно ознакомиться со статистикой успеваемости, получить обратную связь. В родительской личном кабинете также доступны опции управления подпиской и внесения изменений в персональные сведения.
3) Бекенд-часть для хранения всех данных и системной логики.

После выхода первой версии CleverClogs преподаватели провели аудит элементов приложения и дали обратную связь по соответствию системы указанным требованиям, а также оценили удобство разработанного функционала. С учетом пожеланий и предложений команда доработала продукт, протестировала на целевой аудитории, и он уже доступен для скачивания в сторах.
КРАТКИЙ ИТОГ
Приложения для образования становятся незаменимыми помощниками в процессе обучения. Они предоставляют быстрый доступ к знаниям и способствуют личностному росту. При создании продуктов для сферы EdTech важно учитывать возрастную категорию и потребности пользователей, обеспечивать безопасность данных и предоставлять инструменты аналитики для отслеживания прогресса. Чтобы приложение было востребованным на рынке, не обойтись без использования интерактивных элементов и обеспечения мобильной совместимости с различными устройствами. Для подбора лучшего решения и внедрения оптимальных инструментов обращайтесь к экспертам отрасли, которые выгодно выделят ваш продукт среди конкурентов.
Июль 1, 2024