100+ клиентов рекомендуют нас

Побрейнштормим? Мозговой штурм: за и против обложка

Побрейнштормим? Мозговой штурм: за и против

Идеи не приходят в голову, а дедлайны горят? Мозговой штурм в помощь! В этой статье мы рассмотрим, эффективен ли шторминг в сфере IT, и в каких отделах он показывает хорошие результаты? А также выясним, как повысить продажи за счет коллективного разума?

Когда речь заходит о мозговом штурме, возникает вопрос: чем он отличается от обычного совещания? Те же люди и те же события. Но нет! Совещание — это больше про текущую работу, про обсуждение выполненного и того, что планируется в будущем, мероприятие с определенным таймингом и последовательностью.

Мозговые штурмы или brainstorming — это отдельная история. Они нацелены на глобальные обсуждения и построение стратегических планов или решение наиболее сложных вопросов, которые не удается одолеть в ходе привычных совещаний.

Мозговой штурм — это способ генерации идей, который усилиями всей команды приводит к положительному результату: устранению проблемы или нахождению новых путей достижения цели.

Смысл происходящего заключается в том, чтобы собрать множество идей, гениальных или не очень, и выбрать те из них, которые в большей степени отвечают условиям задачи.

КАКИЕ ПЛЮСЫ?

Идеи, рожденные в процессе мозгового штурма могут лежать на поверхности или, наоборот, находиться так глубоко, что докопаться до них самостоятельно бывает сложно. Вместе удается поднять удачную мысль на поверхность, как бриллиант, затонувший в океане. Кроме того:

  • Прокачивается навык командной работы. Всегда приятно пообщаться с умными людьми (а во время мощного потока идей — вдвойне) или поближе познакомиться, если в отделе есть новички.

  • Генерируются новые идеи. Коллеги могут навести на мысль, которая могла не прийти совсем или посетить гораздо позже, когда все делайны уже сгорели, как костры рябин.
  • Ситуации рассматриваются под другим ракурсом. Все мы уникальны и думаем над одинаковыми вещами под разными углами, шторминг показывает наглядно другой способ мышления.
  • Сокращается вероятность будущих ошибок. Кто-то из коллег уже мог сталкиваться с поднятой проблемой и знает, как подойти к ее решению с максимальной пользой. Можно поделиться удачным или неудачным опытом и предотвратить будущие ошибки.
  • Тренируется навык “слушать и слышать” собеседника и фасилитации*. Особенно это важно для менеджеров проектов или продаж.
  • Вырабатывается творческий подход. По мере обсуждения идеи могут быть все более и более креативными и оригинальными.

Фасилитация (модерация) — это организация групповой работы или методика проведения совещаний, которая убирает сложности в коммуникации между людьми и позволяет быстрее решить стоящую перед ними задачу. Фасилитатор направляет ход обсуждения в нужное русло.

КОМУ ПОЛЕЗЕН?

Мозговые штурмы можно проводить в каждом обособленном отделе и со всей командой в целом. В IT-сфере такой вид коллективного разума особенно актуален в структурных единицах, нацеленных на:

  • Продвижение. Масштабные результаты практика шторминга приносит в творческих отделах (маркетинга или дизайна), когда важен новый взгляд и свежее дыхание. Доработать логотип или баннер, подкинуть идею в будущую статью или внести предложения в концепцию продвижения — малая часть, которая решается коллективным обсуждением.
  • Продажи. В отделах продаж или проектного менеджмента мозговой штурм ко всему прочему решает и более деликатные задачи. Эффективен, когда нужно найти быстрый и оптимальный подход к решению нестандартной или сложной ситуации: убедить клиента в необходимости расширить штат сотрудников, занятых на проекте, отработать возражения или выигрышно презентовать услуги, установить мостик взаимопонимания между заказчиком и командой.
  • Услуги. Периодический шторминг в отделе девелопмента позволит усовершенствовать процессы работы, быстрее разобраться с ошибками в коде, повысить скорость разработки и внести изменения, рассмотреть решение задач, вызывающих технические затруднения, и оторваться ненадолго от монитора — тоже плюс для программиста.

КАК ПРОВОДИТЬ?

  • Организация процесса. Стоит заранее озвучить тему и дату/время для обсуждения. Человек должен “поварить” в голове идеи и сделать заметки.
  • Напоминание о встрече. За день до шторминга повторно оповестите коллег о планируемом мероприятии.
  • Сбор участников в день “X”. Убедитесь, что все присутствуют и готовы к началу обсуждения.
  • Начало шторминга. Огласите тему, цели и задачи, общий тайминг и время, отведенное на каждый этап.
  • Генерация идей. Позвольте всем членам команды высказать свои предложения без обесценивания мыслей предыдущих участников.
  • Выделение ядра. Отметьте наиболее удачные предложения, совместно “докрутите” их до идеала.
  • Фиксация результатов. Обязательно увековечьте итоги обсуждения. В процессе мозгового штурма мы рисуем “скелет” из идей на доске, которые потом переносятся в нашу “Базу знаний”.
  • Внедрение в работу предложений. Финальный штрих — распределение задач в таск-менеджере и назначение дедлайнов.

МЕТОДЫ МОЗГОВОГО ШТУРМА

Последователи идеи когда-то хорошо поштормили и придумали множество различных техник, чтобы провести встречу продуктивно и собрать ценные предложения. К популярным схемам отнесем:

  • Метод “6-3-5”: шесть участников выдвигают по три идеи за пять минут.
  • Обратный мозговой штурм: команда должна найти как можно больше недостатков у товара или услуги.
  • Метод лестницы: участникам сообщают задание. В комнате остаются два человека и выдвигают идеи, затем присоединяется третий и предлагает свои наработки и так далее, пока не соберется вся команда.
  • Метод 6 шляп: игроки примеряют условные или реальные шляпы, каждая из которых символизирует определенный образ мышления: кто-то основывается на фактах при рассмотрении вопроса, кто-то — на эмоциях, кто-то — на критическом анализе, творческом или позитивном подходе. После высказывания идей шляпы передаются по часовой стрелке и игра начинается заново.

На самом деле, техник мозгового штурма очень и очень много. Оценить их эффективность может только каждая отдельная команда на практике. В отделе проектного менеджмента Fusion Tech генерация новых идей происходит быстрее и качественнее с использованием диаграммы Ишикавы (Исикавы), она же Fishbone Diagram, она же “рыбья кость” или “диаграмма причинно-следственных связей”.

ДИАГРАММА ИШИКАВЫ (ИСИКАВЫ)

Суть техники в том, чтобы коллективно подойти к решению проблемы и зафиксировать причины и источники проблемы в виде схемы, напоминающей рыбью кость. Применять этот метод можно не только для генерации новых идей, но и оценки качества товаров или услуг и расчета потенциальных рисков. Диаграмма позволяет найти взаимосвязи между процессами и первопричины барьеров на пути к цели, а также понять причины несоответствия планов.

Преимущества диаграммы:

  • визуализация барьеров: целостная картина происходящего с указанием источника проблем на каждом уровне;

  • коллективный поиск решения: одна голова хорошо, а две, три и более — всегда лучше;

  • повторное применение: готовый шаблон диаграммы можно использовать многократно.

Нерушимое правило при работе с диаграммой — доступно и конкретно озвучить проблему, а дальше — дело за командой.

ИГРЫ-ТРЕНИНГИ

Мозговой штурм в отделе продаж пошел еще дальше. Мы внедрили систему деловых игр для отработки трудных сценариев переговоров. На эту идею нас навели сами клиенты. Изо дня в день менеджеры сталкиваются с интересными случаями коммуникации и порой нестандартными методами продаж. Необходимые навыки, чтобы быть готовыми ко всему всегда и везде, мы получаем на практике и через ряд вымышленных игровых ситуаций. Нашими любимыми тренингами стали:

  • Игра “Питч-О-Рама” или соревнование по продаже продукта или услуги сложным клиентам.
  • Презентация в лифте или заключение сделки за 30-45 секунд.

Через деловые игры команда погружается в условия работы с возражениями, критикой и жесткими рамками, ставит себя на место клиента, чтобы лучше его понять.

ПОДЫТОЖИМ

Мозговой штурм и его подвиды встряхивают команду, направляют и открывают новый взгляд на решение рутинных задач. Стоит ли его внедрять? Скорее да, чем нет. Только на практике можно понять, подходит ли он, и какая из техник больше соответствует задачам вашего бизнес-направления. Как мозговой штурм помогает в работе Fusion Tech, можно посмотреть на примере наших кейсов по разработке и дизайну IT-продуктов.